Переход на главную страницу портала
Возможно Вам будет интересно:

Читать статью "Почему реклама в соцсетях не работает?"
Понятие рекламы в социальных сетях, её отличие от других видов рекламы, причины, по которым реклама в социальных сетях не работает, ответ на вопрос, как быть дальше?

Читать статью " Продвижение сайта по низкочастотным запросам"
Дата публикации: 23.02.2018
В статье описывается один из способов развития молодых ресурсов: продвижение сайта по низкочастотным запросам. Также исследуются: понятие низкочастотного запроса и сервисы для анализа частоты запросов.


Блоггинг как инструмент продвижения в сети - читать
В статье рассмотрены понятия блога и блоггинга. Даны характеристики блога и блоггинга как маркетинговых инструментов. Даны краткие рекомендации по ведению блога, ориентированного на принесение прибыли владельцу.
  
Читать статью "Метаморфозы контента"
Дата публикации: 07.03.2018
В этой статье Вам предложен авторский взгляд на требования, предъявляемые к контенту. Подробно рассматриваются: цель и задачи контента, значение формы и содержания для контента, визуальные "фишки", служащие целям контента. 
Читать статью "Быстрая раскрутка сайта: миф или реальность?"
Дата публикации: 27.02.2018
В статье описываются несколько аспектов продвижения молодых сайтов. Внимание заострено на возможности так называемой быстрой раскрутки сайта. Стоит ли верить в чудодейственные рецепты от гуру веб-мастеринга? 
От автора: история экономики как скачки. Стоит поставить на одну лошадь, как вторая её обскакала. Ставишь на вторую, а из арьергарда уже вырвался неизвестный новичок. 















Научные традиции в истории экономики

Автор: Асташева Елена
Дата публикации: 05.04.2018

Здравствуйте, уважаемые посетители портала!

Сегодня предлагаю Вам авторский материал, раскрывающий суть научных традиций в истории экономической науки. Поскольку финансы выступают неотъемлемой частью экономики, их история вплетается в смену парадигм экономической науки. В связи с этим настоящая статья будет полезной для всех интересующихся тенденциями в развитии экономики. Это позволит, в том числе точнее уяснить сущность финансов, понять их экономическую природу и прогнозировать их развитие в будущем. Приятного чтения! Несогласных, как всегда, приглашаю к комментированию и опровержению моих аргументов.

Рисунок 1 к статье












Основные теоретические подходы к анализу традиций в экономике

Одной из проблем истории экономической науки можно назвать понимание и признание научных традиций. Эта проблема обусловлена общим для всех наук принципиальным моментом – «утверждением о наличии или отсутствии общих традиций в… науке» [1].

Большинство исследователей придерживаются мнения о существовании таких традиций и их влиянии на развитие науки. Ведь традиции в науке выступают механизмом накопления, сохранения и трансляции научного опыта, специфических норм и ценностей науки, образцов постановки и решения проблем.

А.М. Орехов выделяет три подхода к обоснованию традиций в истории экономики [2].

Первый подход связан с именем английского экономиста Д. Хаусмана, который выделяет четыре основных методологических направления, которые вполне можно интерпретировать в духе «исследовательских программ» (Экономическая методология в двух словах (1994)):
  • дедуктивистское (Д.С. Милль);
  • позитивистское (М. Блауг);
  • «предикционистсткое» (от англ. «prediction» - предсказание, прогноз) (М. Фридмен);
  • эклектическое (Д. Макклоски).
В качестве второго подхода автор выделяет классификацию основных парадигм в экономическом знании О.И. Ананьина (Экономическая теория: кризис парадигмы и судьба научного сообщества (1992)) на:
  • парадигму классической политической экономии (изучается «мир богатства»);
  • историко-институционалистскую парадигму (исследуются экономические институты и их история);
  • маржиналистскую парадигму (объект изучения - мир хозяйствующих субъектов);
  • эклектическую (основанную на неясной, «разнородной» методологии).
Третьим подходом автор считает выделение И.П. Гуровой трех основных «теоретических экономических систем» (Конкурирующие экономические теории (1998)):
  • теоретическая экономическая система либерализма (монетаризм, неоклассика и т.п.);
  • теоретическая экономическая система активизма (кейнсианство, историческая школа, институционализм и неоинституционализм);
  • теоретическая экономическая система тоталитаризма (марксистская политэкономия).
Множественность теоретических подходов к классификации традиций в экономике обусловлена многогранностью предмета экономической науки, изменением экономических отношений с ходом истории.

Античная философия и первые систематизированные знания об экономике

Попытки закрепления отдельных экономических процессов и явлений в традиции можно найти уже в произведениях античных мыслителей. Античная философия имеет огромное значение для становления науки как особого вида познавательной деятельности человека. Теоретические построения античной философии стали основой при выделении онтологии, метафизики, гносеологии, логики, антропологии, психологии, философии истории, эстетики, моральной философии и политической философии, риторики.

Античная философия предлагает изучение первоосновы мироздания, принципов, закономерностей построения Космоса, развития общества.

Расцвет философско-научных учений в Греции не был случайным. Считается, что скудная земля, отделенная морями от других стран и народов, не вызывала особого интереса у чужеземцев и долго избавляла греков от войн. Эти же причины вызвали к жизни такое явление как греческая колонизация. В итоге, греческая культура вступила в соприкосновение с культурами соседних народов. При этом государственное устройство Греции - в виде множества малых государств - способствовало становлению разнообразных видов культуры, взаимодействие которых обогащало культуру греческого общества.

Экономическим основанием античной науки были:
  • значительно более высокий уровень производительных сил (в сравнении с первобытно-общинным, родовым строем),
  • дифференциация труда и ремесел,
  • расцвет торговли,
  • развертывание различных форм рабовладения, в том числе с предоставлением некоторым категориям рабов частичных прав,
  • усиление роли свободных людей.
Анализ работ Н.А. Алексеева [3], И.В. Розмаинского и К.А. Холодилина [4], самостоятельные выводы позволяют выделить следующие, зародившиеся в античности, традиции, повлиявшие на развитие экономической науки:
  • система разделения труда, в которой каждому человеку от рождения свойственна реализация способности к одному определенному виду труда Платон);
  • связь разделения труда с размерами рынка (Ксенофонт);
  • констатация противоречия между разнообразными потребностями человека и его ограниченными возможностями;
  • поиск идеальных форм государства, пределов его вмешательства в экономику (например, по Платону государство способно регулировать все экономические отношения);
  • выделение в обществе слоев (сословий) населения;
  • закрепление права обладания собственностью за определенными сословиями;
  • функции денег как мерила стоимости и средства обращения;
  • верховный собственник земли - государство;
  • наследование земельных наделов;
  • поддержка определенных групп населения со стороны государства (например, по Аристотелю, поддержка рабовладельцев среднего достатка);
  • богатство накапливается в результате трудовой деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей, ограничено возможностями людей;
  • поиск закономерности образования и изменения цен;
  • установление двух сторон товара: полезные свойства, которыми может воспользоваться его обладатель, способность товара к обмену (Ксенофонт, Аристотель), зачатки теории потребительской и меновой стоимости;
  • анализ процесса обмена;
  • понимание стоимости как общественного отношения между людьми, производящими разные по своей потребительной стоимости товары;
  • разделение сфер производства и обращения;
  • цена товара должна отражать затраты на его производство (Аристотель);
  • Аристотель дифференцировал хозяйственную деятельность на два вида: экономию (натуральное хозяйство, изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей, куда включал также и мелкую торговлю); хрематистику (крупная торговля и ростовщичество, накопление богатства ради богатства, изучение противоестественных с этической точки зрения явлений, связанных с накоплением денег, куда он включал также крупную торговлю и ростовщичество, ведущиеся ради извлечения прибыли. Так, выражается мысль о накоплении капитала – денег, порождающие для собственника новые деньги.

Экономические традиции в средние века

Экономические традиции античности нашли свое развитие в трудах средневековых схоластов. Особое значение среди них приобрели работы Ф. Аквинского и У. Оккамы.

У Ф. Аквинского мы видим синтез учения Аристотеля и идей христианской этики. В этом выражается преемственность традиций. Мерилом экономических категорий выступает христианская этика. Осуждается взятие ссудного процента и извлечение прибыли ради прибыли, за исключением случаев:
  • когда прибыль выступает средством к существованию;
  • когда она используется на благотворительные цели.
Также Ф. Аквинский развивает идею справедливой цены, покрывающей издержки его производства.

Английский философ и логик У. Оккам внес большой вклад в учение о развитии знания. Методологический прием «бритвы Оккама» является одной из центральных методологических традиций в современной экономике.

Нормативное описание экономической деятельности государства

На смену этической традиции измерения экономических категорий пришло нормативное описание экономической деятельности государства. Эта традиция была заложена меркантилистами А. де Монкретьеном, У. Стаффордом, Т. Маном, А. Серра и до настоящего времени выражается в:
  • защите интересов национального государства;
  • защите интересов национальных производителей;
  • накоплении государством резервов драгоценных металлов;
  • влиянии денежных запасов государства на реальный доход и занятость населения;
  • привлечении в страну полновесной иностранной валюты и препятствие утечке национальной валюты;
  • потребление иностранных благ должно быть меньше чем экспорт отечественных благ.
Характеризуя методы исследования меркантилистами экономической реальности, обычно выделяют их макроэкономический подход к анализу экономических процессов и явлений, а также эмпиризм, который заключается в описании внешних проявлений экономических явлений в увязке с решением практических задач и исключающий применение системного анализа на основе абстракций [5].

Как отмечает В.В. Шлычков, за период с момента публикации «Трактата политической экономии» А. де Монкретьеном до конца XX в. в экономической науке сформировались три основных направления:
  • классическая политическая экономия,
  • маржинализм,
  • институциональная экономическая теория,
которые наравне с меркантилизмом стали фундаментом и отправной точкой развития для всех последующих парадигм, экономических школ, концепций и течений [6].

Классическая политическая экономия

Усилиями ученых школы классической политической экономии, такими как У. Петти, Ф. Кенэ, А. Тюрго, А. Смит, Д. Рикардо, Ж.Б. Сэй, Д.Р. Мак-Куллох, Ф. Бастиа, Т Мальтус, Дж.С. Милль, К. Маркс сформированы многочисленные традиции.

Промышленная революция и переворот в развитии хозяйства, которые обеспечили получение более высокого дохода в производстве по сравнению с торговлей, уход капитала из под жесткого контроля государства способствовали становлению основополагающего принципа классической школы - экономического либерализма:
  • невмешательство государства в экономические процессы;
  • свобода конкуренции (невидимая рука рынка);
  • приоритет индивидуальных интересов перед общественными (модель экономического человека).
Одним из ярких представителей политической экономии является А. Смит. В 1776 году была опубликована его работа «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой автором были определены следующие задачи политической экономии:
  • во-первых, обеспечить народу обильный доход или средства существования, а точнее, обеспечить ему возможность добывать себе их;
  • во-вторых, доставлять государству или обществу доход, достаточный для общественных потребностей. Она ставит себе целью обогащение, как народа, так и государя [7].
В целом, работа А. Смита стала основой для научной традиции рассматривать экономическую систему как саморегулирующуюся на основе объективно действующих законов. Объективность при этом проявляется в том, что законы действуют независимо от воли и сознания хозяйствующих субъектов и что человек, тем не менее, может использовать эти законы в своей хозяйственной практике.
Экономика получила статус самостоятельной научной дисциплины, имеющей собственный и определенный объект изучения - материальное производство; однозначно определенный предмет - законы регламентирующие процесс создания, распределения и обмена материальных благ; а также отдельную систему экономических категорий - цена, доход, капитал, труд, товар, деньги и т.д., и собственную методологию, основанную на идее естественного закона или естественного порядка в материальном производстве.

В частности, К. Маркс определяя предмет изучения писал, что «предметом моего сочинения... является капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена... а конечной целью является открытие экономического закона движения современного общества» [8].

В трудах физиократов (Ф. Кенэ, Д. де Немур, П. Самюель, М. де ла Ривьер) зародилась традиция позитивного описания экономики, поиск ответа на вопрос «что есть?», из которой на сегодняшний день актуальны:
  • значимая роль положительных законов – принудительных правил, устанавливаемых государственной властью в целях регулирования экономики, установления порядка, наиболее выгодного для людей;
  • максимальное удовлетворение потребностей всех членов общества;
  • общественное устройство обусловлено в большей или меньшей степени родом имущества, «которым каждый владеет или может владеть и сохранение которого и собственность над ним хочет обеспечить» [9].

Маржинализм

Долгое время с 70-х годов XIX в. доминировала маржиналисткая традиция, сформировавшаяся в результате перехода от классической политэкономии к теории предельной полезности. Как отмечает В.В. Шлычков, «объектом исследования у маржиналистов стало общественное производство или экономика в целом, рассматриваемая как равновесная система, обладающая ограниченным количеством трудовых и материальных ресурсов. Предметом… исследования… стала «чистая» экономика, т.е. сфера обмена и потребления, где анализировалось поведение отдельного человека и его субъективное отношение к вещам» [10].

Анализ процессов в реальном секторе экономики в новой традиции осуществлялся на основе новой методологии - использовании предельных величин. В обоснование новой теории легли работы: Ф. Галиани, А. Дюпюи, А. Курно, И. Тюнена, Е. Бем-Баверка, Ф. Визера, У. Джевонса, в дальнейшем исследования А. Маршалла в Англии, Дж.Б. Кларка в США, В. Парето в Италии.

Неоклассика

Научно-методический фундамент маржинального учения объединился с отдельными положениями классической политэкономии, сформировав традицию неоклассики. Следуя терминологии И. Лакатоса, Е.О. Стрижак выделяет «жесткое ядро» неоклассики, основанное на базовых предпосылках о стабильности и экзогенности предпочтений индивидов, принципе максимизации (полезности индивидами и прибыли фирмами), принципе полноты информации, идее равновесности и стремлении к оптимуму [11].

Основоположник теории неоклассического синтеза А. Маршалл заложил основополагающие принципы взаимодействия трех взаимосвязанных и в то же время взаимоисключающих интересов рыночной экономики:
  • частной деятельности;
  • государственной политики;
  • благосостояния всего народа [12].
Взаимодействие указанных интересов в рамках государственной политики в целях исправления ее социальных недостатков, сбоев рыночной экономической системы впоследствии стало предметом исследований Дж. М. Кейнса, создавшего собственную школу, собственную традицию в экономике - кейнсианство. Основными характеристиками данной традиции можно считать:
  • установление зависимости уровня занятости от величины эффективного спроса;
  • признание иррационального начала («animal spirits») в экономический деятельности хозяйствующих субъектов;
  • иррациональное начало выступает основной причиной экономической нестабильности;
  • роль государства - снижение степени неопределённости, более предсказуемое развитие экономики [13].
Традиция кейнсианства получила теоретико-методологические дополнения за счет исследований представителей посткейнсианства:
  • «левое кейнсианство» (представители - Дж. Робинсон, П. Сраффа);
  • «монетарное кейнсианство» или неорикардианство (представители - М. Фридмен, Р. Клауэр) [14].

Институционализм

Как самостоятельная научная традиция в начале XX века формируется институциональная экономика или институционализм. За прошедшие сто лет сформировались:
  • англо-американский институционализм (представители Т. Веблен, Дж. Гобсон, Дж. Коммонс, У. Митчелл);
  • американский институционализм (У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, О. Тоффлер);
  • неоинституционализм (Р. Коуз, О. Уильямсон, А. Алчин, Г. Демсец).
Традицией выступает собственно понятие института. Человек живет в мире формальных и неформальных правил поведения. Эти правила, оформляясь в институты, представляют собой структурные характеристики общества. В целом они образуют институциональную среду, в которой аккумулируются регулятивные функции для всех экономических субъектов.

Согласно мнению Д. Норта «институты - это «правила игры» в обществе, … созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми… Они задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия - будь то в политике, социальной сфере или экономике. Институциональные изменения определяют то, как общества развиваются во времени, и таким образом являются ключом к пониманию исторических перемен» [15].

Обобщающий вывод

Основные научные традиции в истории экономической науки представим в таблице.
Таблица
Основные научные традиции в истории экономической науки
Традиция Яркие представители Основополагающий принцип
Античная Платон, Ксенофонт, Аристотель Этическое измерение экономических отношений
Средневековая Ф. Аквинский Религиозно-этическое измерение экономических отношений
Классическая политическая экономия А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус, Ф. Кенэ От нормативного описания роли государства в экономике, через модель экономического человека, к позитивному описанию экономических законов
Маржинализм Ф. Галиани, А. Курно, А. Маршалл, В. Парето Теория предельной полезности
Кейнсианство Дж. М. Кейнс, М. Фридмен Взаимодействие частных, общественных и государственных интересов в рамках государственной политики
Институционализм Т. Веблен, У. Митчелл, Дж. Гэлбрейт, Р. Коуз Саморегулирование экономической системы под влиянием формальных и неформальных институтов

Обращаю Ваше внимание! При копировании статьи и таблицы ссылка на эту страницу сайта обязательна. Материалы являются уникальной авторской публикацией.

1 Павельева Т.Ю. Традиции в науке: теоретико-методологические, институциональные и культурологические аспекты // Социально-политические науки. – 2011. - № 1. – С. 106.

2 Орехов А.М. Методы экономических исследований: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009. – С.91,92.

3 См.: Алексеев Н.А. Экономические учения Платона и Аристотеля // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2008. - № 2. - С. 14-16.

4 См.: Розмаинский И.В., Холодилин К.А. История экономического анализа на Западе. Текст лекций / И.В. Розмаинский, К.А. Холодилин; Санкт-Петербургский филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». – М.: Директ-Медиа, 2013. – С. 12-15.

5 Шлычков В.В. 400 лет эволюции: от политэкономии до «экономике» // Вестник экономики, права и социологии. – 2014. - № 4. – С.112, 113

6 Там же. С. 112.

7 Приводится по: Мамонтов В.Д., Харитонова Е.В. «Назад» к Смиту или к Кенэ? // Проблемы современной экономики. - 2015. – № 2 (54). - С. 366.

8 Там же. С. 368.
9 Там же. С. 368.

10 Шлычков В.В. Указанное сочинение. – С.114.

11 См.: Стрижак Е.О. Онтологические и методологические основы направлений институциональной экономической теории // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). – 2013. – Том 5. - № 2. - С. 48-63.

12 См.: Гасанов Г.А., Гасанов Т.А.  Теоретические положения государственного регулирования экономики в учении маржинализма // Региональные проблемы преобразования экономики.- 2016. - № 2. - С. 6.

13 См., например: Холопов А.В. «Общая теория» Дж. М. Кейнса: взгляд 80 лет спустя // Вестник Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России. - 2016. - № 3 (48). – С.163-171.

14 Артамонова Л.Н. Посткейнсианство как эволюция кейнсианской модели макроэкономики XX века // Вестник Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России. - 2016. - № 6 (51). - С. 106-112.

15 Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики (перевод с английского А.Н. Нестеренко, предисловие и научное редактирование Б.З. Мильнера). – М.: Фонд экономической книги «НАЧАЛА», 1997. –  С.17.