Переход на главную страницу информационного портала
Возможно Вам будет интересно:
Читать статью "Почему реклама в соцсетях не работает?"

Перейти к статье "Слоганы-манипуляторы: управляй мечтой!"
История создания и развития слогана компании Toyota "Управляй мечтой!", вплетённая в историю становления самой компании. Также ответ на вопрос, когда и почему слоган перестал использоваться?

Перейти к прочтению статьи об эволюции теоретических взглядов на сущность финансов

От автора: камень не разговоришь, душу не наполнишь...















Бюджетное планирование. Бюджет. Бюджетная система РФ. Бюджетирование, ориентированное на результат
Автор: Асташева Елена
Дата публикации: 19.02.2018


Рисунок 1 к статье   
Здравствуйте, уважаемые посетители портала!
  
  Такой инструмент финансового регулирования как бюджет имеет древнюю историю и непревзойденное значение. В подтверждение этого сегодняшняя публикация о понимании и целях бюджетного планирования. В статье также рассмотрены смежные понятия бюджета и бюджетной системы. Приятного чтения!

   Понятие бюджетного планирования
 Бюджетное планирование рассматривается нами как часть финансового планирования, определяющая объем бюджетных ресурсов государства, доходы и расходы бюджетов бюджетной системы государства, источники финансирования бюджетов, цели и задачи использования бюджетных ресурсов, методы распределения бюджетных ресурсов между бюджетами развных уровней.
 Основной целью бюджетного планирования и прогнозирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях является определение финансовых возможностей, условий и предпосылок для достижения стратегических целей и результатов государственного развития, повышение эффективности бюджетных расходов. Для этого необходимо определить:
  • место бюджетов различных уровней в бюджетной системе РФ, роль бюджетов в обеспечении управления государством, территориями субъектов РФ и муниципальных образований;
  • основные положения бюджетной, долговой и налоговой политики территорий в долгосрочном периоде (т.е. – разделить стратегическую задачу на этапы);
  • предельные объемы расходов на реализацию государственных и муниципальных программ на длительный срок, обязательно выходящий за рамки действующего трехлетнего бюджета или финансового плана;
  • наличие источников доходов бюджетов, их динамику, поступления от налогов и сборов;
  • условия и параметры, характеризующие риски для бюджетной системы, формирование и обоснование мер по их предотвращению (минимизации).
 Бюджетное планирование позволяет определить основные направления финансового развития территории:
  • формирование расходов бюджета с учетом их оптимизации и повышения эффективности;
  • совершенствование нормативного правового регулирования бюджетного процесса;
  • совершенствование методического обеспечения составления и организации исполнения бюджета;
  • осуществление взвешенной долговой политики, в частности, обеспечение экономически обоснованного объема муниципального долга, соответственно – уменьшение расходов на обслуживание такого долга;
  • выполнение финансовых обязательств по заключенным кредитным договорам и соглашениям в полном объеме;
  • внедрение информационных технологий, обеспечивающих оперативные и эффективные бюджетное планирование и прогнозирование, финансовый контроль;
  • обеспечение прозрачности и открытости информации о деятельности муниципального образования в сфере управления финансами;
  • обеспечение эффективного взаимодействия органов управления при реализации бюджетных полномочий.
 Традиционным для нашего понимания определением бюджетного планирования стала последовательность стадий по составлению, утверждению, исполнению и контролю исполнения бюдета как документа. Это понимание бюджетного планирования укладывается в определение бюджетного процесса.
 Понятие бюджетного планирования и прогнозирования можно уточнить, проанализировав такие понятия как бюджет и бюджетная система.

Бюджетная система РФ
 Под бюджетной системой понимается совокупность бюджетов различных уровней, в целом составляющих государственный бюджет. В РФ выделяют:
  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • региональные бюджеты (бюджеты субъектов РФ) и бюджеты территориальных отделений государственных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты.
  Итак, бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней, она основана на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, является структурным элементом бюджетного устройства РФ.
  Федеральный бюджет считается центральным звеном бюджетной системы. Он обеспечивает финансирование общенациональных задач и функций. Является основным инструментом перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода в масштабах государства в целом. На федеральном уровне происходит формирование основных направлений проводимой бюджетной политики в стране, выбор бюджетных приоритетов, определение основных принципов функционирования бюджетной системы страны. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств РФ.
  Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) включают в себя бюджеты республик, областей, краев, автономных областей (округов), а также бюджеты городов федерального значения. Такое деление обусловлено федеральным устройством РФ, закрепленным в главе 3 Конституции РФ. Совокупность региональных бюджетов составляет второй уровень бюджетной системы страны. Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда (например, бюджет Омской области и бюджет территориального фонда ОМС Омской области), которые предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ.   Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) – третий уровень бюджетной системы РФ. К местным бюджетам относятся:
  • бюджеты муниципальных районов,
  • бюджеты городских округов,
  • бюджеты городских округов с внутригородским делением,
  • внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Севастополя и Санкт-Петербурга;
  • бюджеты городских и сельских поселений,
  • бюджеты внутригородских районов.
  Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (например, бюджет муниципального района Омской области, бюджет городского округа – город Омск, бюджеты сельских и городских поселений Омской области).  Местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Данные расходные обязательства установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Понятие и определение бюджета
  Термин «бюджет» для нас чаще всего ассоциируется с документом, в котором закреплены доходы и расходы определенного территориального образования. Вместе с тем, как отмечают М.В. Романовский, О.В. Врублевская, Б.М. Сабанти и др.:
«Сложность выяснения сущности бюджета прежде всего связана с тем, что данный термин используется для обозначения различных по своей природе явлений. Одно из них выражает совокупность особой сферы финансовых отношений, обусловленной существованием основного централизованного денежного фонда страны. Другое же связано с формой практического использования бюджетных отношений, с законодательным оформлением соответствующего финансового документа потому относится к надстроечным отношениям» (Финансы: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. М.: Юрайт-Издат, 2007).

  Несмотря на указанную автороми сложность трактовки понятия бюджета, можно выделить его традиционное понимание:
Бюджет – это система императивных отношений по поводу формирования, использования и распределения централизованного денежного фонда страны (бюджетного фонда)
 Объединив подходы разных авторов к пониманию бюджета, И.А. Косяков предлагает рассматривать бюджет как систему императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется централизованный денежный фонд (бюджетный фонд) с целью выполнения органами местного самоуправления своих функций (рисунок 1) (Косяков И.А. Формирование региональной системы бюджетного планирования: диссертация канд. эконом.наук. Екатеринбург, 2006).
Рисунок 2 к статье
Рисунок 1. Конкретизация термина «бюджет» в рамках единого методологического подхода

Связь с принципом бюджетирования, ориентированного на результат
 Все аспекты бюджетного планирования и прогнозирования необходимо связать с принципом бюджетирования, ориентированного на результат. Данный принцип обусловливает необходимость учета в проекте бюджета всех стратегических документов, в том числе:
  • бюджетного послания Президента РФ;
  • основных направлений бюджетной и налоговой политики;
  • реестров государственных и муниципальных услуг.
 Например, в отношении социально-экономического планирования развития территории муниципального образования можно отметить, что оно осуществляется при подготовке следующих документов:
  • прогноз социально-экономического развития территории;
  • программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
  • все муниципальные программы.
 Прогноз социально-экономического развития разрабатывается на основе анализа основных тенденций развития отраслей экономики и социальной сферы, количественных показателей за отчетные годы и оценочный год. Обычно такой прогноз содержит два варианта развития:
  • умеренный исходит из относительно устойчивой комбинации внешних и внутренних условий социально-экономического развития территории;
  • инновационный основан на сохранении благоприятных тенденций развития и предполагает усиление инновационной и инвестиционной составляющих экономического роста и раскрытие потенциала развития всех секторов экономики.
 Все эти инструменты увязываются между собой. Затем они становятся основой бюджетного прогнозирования и планирования. Например, для бюджета местного уровня взаимосвязь инструментов бюджетного планирования на стадии составления проекта бюджета представлена на рисунке 2 (Терентьева И.В. Взаимосвязь инструментов бюджетирования по результатам и их роль в бюджетном процессе муниципального образования // Проблемы учета и финансов. 2013. Выпуск № 3 (11)).
Рисунок 3 к статье
Рисунок 2. Схема взаимосвязи основных инструментов бюджетного планирования на муниципальном уровне

 По сравнению с затратным подходом, бюджетное планирование, ориентированное на результат (result-based budgeting), предполагает принципиально иной подход к определению потребностей населения в услугах бюджетного сектора и оценке ресурсов, необходимых для их удовлетворения. В этом принципе отражается взаимосвязь расходов бюджетных средств не с нормативами, которые определяются либо по предыдущим периодам, либо по стандартным методикам, а с результатами деятельности. Такие результаты измеряются посредством определения системы показателей и степени достижения таких показателей, систематизированных в таблице (Кленикова М.Д. Управление доходами и расходами муниципального образования на основе бюджетирования, ориентированного на результат: автореферат канд. эконом.наук. – М., 2012. – С.22).
Таблица
Сбалансированная система показателей оценки эффективности бюджетирования, ориентированного на результат
Рисунок 4 к статье

 
Станьте нашим постоянным читателем. Выскажите своё мнение о статье. Была ли она Вам полезна? О чём бы Вы ещё хотели узнать?

Не берите кредиты, не зная основ финансового планирования!