Переход на главную страницу информационного портала
Возможно Вам будет интересно:

Читать статью "Почему реклама в соцсетях не работает?"

Перейти к статье "Слоганы-манипуляторы: управляй мечтой!"
История создания и развития слогана компании Toyota "Управляй мечтой!", вплетённая в историю становления самой компании. Также ответ на вопрос, когда и почему слоган перестал использоваться?

Перейти к прочтению статьи об эволюции теоретических взглядов на сущность финансов

От автора: камень не разговоришь, душу не наполнишь...















Бюджетный процесс
Автор: Асташева Елена
Дата публикации: 11.02.2018


Рисунок 1 к статье   
Здравствуйте, уважаемые посетители портала!
  
  В нашей сегодняшней публикации речь пойдет о бюджетном процессе. Чем интересен бюджетный процесс современному грамотному человеку? Понимание общих принципов формирования расходной и доходной части государственного бюджета, правил их аккумулирования, распределения и использования поможет сориентироваться в непростом мире личных (семейных) финансов. Общие правила применимы в частной сфере. Финансовая грамотность делает нас сильнее, мудрее, богаче. Приятного чтения!
Понятие бюджетного процесса
 В самом понятии бюджетного процесса объединены две значимых составляющих: бюджет и процесс. Процесс означает последовательность действий. Его характеристика – "бюджетный" – отсылает нас к бюджету, как главному действующему лицу такого процесса. Привычный нам бюджет – это:
  • баланс между расходами и доходами,
  • распределение государственных финансов по направлениям и статьям финансирования,
  • закрепление за ними определенных кодов бюджетной классификации,
  • закрепленная система бюджетного процесса, государственных займов и кредитов,
  • источники финансирования дефицита бюджета.
   Бюджет – это основной финансовый документ государства, характеризующий социально-экономическое состояние последнего. Бюджет – это «список продуктов», которые государство должно приобрести в интересах здравоохранения, обороны, образования и т.п.
  Бюджетный процесс – это последовательность действий уполномоченных государственных органов по поиску и расходованию источников для закупки этих продуктов.
   Законодательное понятие бюджетного процесса предусматривается в БК РФ:
Такова структура бюджетного процесса, предусмотренная главами 18-27 БК РФ: участники бюджетного процесса; составление проектов бюджетов; рассмотрение и утверждение бюджетов; исполнение бюджетов; составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности; государственный (муниципальный) финансовый контроль
Стадии бюджетного процесса
 Бюджетный процесс представляет собой последовательность действий, которые объединены в стадии. Традиционными стадиями бюджетного процесса считаются:
  • подготовка и утверждение проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
  • исполнение бюджета;
  • контроль исполнения бюджета.
  Планирование бюджетных ассигнований осуществляется на каждой стадии. Параллельно с данным процессом прорабатываются связанные с ним теоретические и методологические вопросы.
  На самом деле бюджетный процесс не прекращается. Каждый день в году уполномоченные государственные органы ищут источники финансирования, анализируют доходы и расходы прошлых лет, выстраивают прогнозы на будущий период, просчитывают риски и потери, т.п.

 Характеристики бюджетного процесса
  С.Б. Янкевич выделяет следующие характеристики бюджетного процесса (Янкевич С.Б. О понятии бюджетного процесса // Общество. Среда. Развитие. – 2011. – Выпуск № 3. – С.94-97 ):
  • аккумулирование, распределение и использование денежных фондов публично-правовых образований производится только в процессуальной форме, включая в себя последовательную реализацию отдельных стадий;
  • данный процесс осуществляется определенным законом кругом субъектов, которые определены законодательством. Кроме того, законодательством установлены полномочия каждого субъекта бюджетного процесса;
  • сущность каждой стадии бюджетного процесса определяется её целью и задачами, каждая стадия ограничивается определенными сроками.
Конституционные принципы бюджетного процесса
  В статье 28 БК РФ установлен перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации. К ним, например, относятся принципы: единства бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; эффективности использования бюджетных средств. Данные принципы являются основными началами всего бюджетного законодательства и базируются на конституционных основах.
  Так, Конституцией Российской Федерации обусловлено равноправие всех субъектов Российской Федерации в финансовых отношениях с Российской Федерацией. Данное равноправие проявляется в установлении системы межбюджетных трансфертов: субсидий, дотаций, в том числе на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Целью такого выравнивания является учет интересов всех граждан своих, независимо от места их проживания, при реализации государством функций.


  На основе конституционного разграничения компетенции между уровнями государственной власти РФ и местного самоуправления осуществляется соответствующее разграничение сфер финансовой деятельности и ответственности. Определяется самостоятельность бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ. Каждый из них в пределах компетенции имеет собственные источники финансирования и право самостоятельно принимать решения о направлениях использования бюджетных средств.
 Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств. Вместе с тем бюджетная система обладает характеристикой единства. Единство бюджетной системы обеспечивается единством конституционно-правовой базы, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетной документации и др. Принцип единства бюджетной системы РФ определяется принципом конституционного единства экономического пространства, что предполагает осуществление в стране единой бюджетной и налоговой политики.
 В соответствии с Конституцией РФ законодательное регулирование осуществляется на разных уровнях: федеральный, субъектов РФ и местного самоуправления. Также бюджетное законодательство складывается из нормативных правовых актов трех уровней. Согласно статье 2 БК РФ бюджетное законодательство РФ состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения.
 
 Станьте нашим постоянным читателем. Присоединяйтесь к обсуждениям в наших группах В контакте. Поделитесь ссылкой на статью с друзьями. Интересующие Вас вопросы задавайте в комментариях. Получайте честные ответы на Ваши вопросы.

Удачи во всех начинаниях!